Пережить кризис

Влияние экономических кризисов на российский рынок тракторостроения

Последовательные кризисы, преследующие экономику России последние десятилетия, не могли не отразиться на сегменте продаж техники тракторно-бульдозерного назначения. Развал Советского Союза привел изначально к тому, что бывшие республики поспешили разорвать экономические отношения и перейти на импортную технику. Некоторыми двигало стремление как можно скорее войти в ЕС и НАТО. Для других закупка импортной техники, а не бульдозеров Т 10, стала более выгодной в экономическом плане из-за географической близости, например, с Китаем.

Все эти факторы вместе с экономической нестабильностью в самой России, полным развалом промышленности и сельского хозяйства привели к тому, что в конце XX сельхозтехника и бульдозеры ЧТЗ практически не выпускались и не продавались. Принятие мер – даже не Правительством, а новыми владельцами крупнейших тракторных заводов – помогло преодолеть первый крупный кризис. Так, в 2008 году было выпущено уже 4249 бульдозеров.

2008 год. Новый кризис и новое крушение надежд

2009 год отметился новым кризисом, который вновь отбросил тракторостроение на много лет назад. Надо отметить, что снизилось не потребление техники отраслями строительства, сельского хозяйства и горнодобывающей, а производство. Нишу российских тракторов, так и не сошедших с конвейера, быстро занимала импортная техника, в частности, китайского производства. Не могли составить ей конкуренцию даже всем известные бульдозеры Т 170 Челябинского тракторного завода, ныне известного, как «ЧТЗ-Уралтрак». И это несмотря на то, что данная техника позиционируется как бюджетный сегмент.

При этом практически не пострадал премиум-сегмент, представленный продукцией чебоксарского завода ЧЕТРА. Возможной причиной этого стало то, что данная техника предназначена, в основном, для добывающей отрасли, которая не прекращала свою деятельность даже в кризисные годы.

Надо отметить, что в любые годы в Россию практически не завозились тракторы и бульдозеры, бывшие в употреблении. Их доля в общем объеме никогда не составляла больше 10%.

ЧТЗ-Уралтак. Удастся ли оправиться от кризиса?

Кризис 2008-2009 годов не стал роковым для ЧТЗ-Уралтрак, но на прежний докризисный уровень 2007 года производство бульдозеров Б10 так и не вернулось. 2014 год стал пока самым печальным для завода. С конвейера сошли не более 360 машин на базе бульдозера Т 10.

На заводе не опускают руки. Производство постоянно модернизируется. Бульдозеры Б10 подверглись значительным изменениям. Так, кабина приобрела шестиугольную форму, стала более эргономичной, удобной для водителя. В целях безопасности отсек для аккумуляторной батареи изолирован от двигателя. Без выполнения этого требования невозможно начинать переговоры о продаже бульдозеров ЧТЗ за границу. Выпущены опытные образцы машин, в которых при повороте машина управляется не рулем, а джойстиком.

Кризис 2014-2015 годов, но уже не столько экономический, сколько в отношениях между Россией и Европой несколько помог отечественному тракторостроению. Санкции, введенные против большинства европейских производителей, заставили российские предприятия – как сельскохозяйственные, так и добывающие – вновь обратить внимание на российскую технику, в частности, бульдозеры Б10. Но надо понимать, что без соответствующей модернизации производства, без внедрения новых технологий и разработок, на одних постановлениях Правительства долго продержаться не удастся.

И это уже поняли и приняли к сведению на Уралтраке. На заводе активно внедряются новые логистические линии, перестраиваются конвейеры. Все делается для того, чтобы снизить издержки производства, а соответственно, и отпускную цену завода. Бульдозеры ЧТЗ в скором будущем составят достойную конкуренцию лучшим западным аналогам. Тем более, что наши тракторостроители лучше понимают и специфику нашего производства, и наш климат.

По материалам журнала «Строительная техника и технологии», №4 (112) 2015 год.

Возврат к списку